В Госдуме обсудили проблему религиозного экстремизма

5 ноября в Госдуме состоялся круглый стол "Молодежь и экстремизм", который был организован Комитетом ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций.

 

Председатель Комитета В.Зоркальцев отметил, что приоритетным вопросом, стоящим на повестке дня, является вопрос о том, почему именно молодежь в сегодняшнем обществе столь подвержена экстремистским идеям, ведь по данным социологических исследований основную часть организаций экстремистского толка составляют молодые люди до 27 лет. Вопрос о том, какова доля религиозной составляющей в сознании представителей различных экстремистских организаций вызвал оживленную дискуссию среди участников. Зоркальцев отметил, что возглавляемый им Комитет, существующий уже на протяжении трех созывов ГД, только полтора года назад столкнулся с термином "религиозный экстремизм". Ранее не существовавшее понятие, по его мнению, было введено в оборот исключительно благодаря средствам массовой информации. Зоркальцев завил, что на его взгляд, употребление этого термина нецелесообразно и даже вредно. Во-первых, полагает депутат, если под религиозным экстремизмом иметь в виду антигосударственную и антиобщественную деятельность, основанную на религиозных мотивациях, то вполне достаточно будет употреблять уже присутствующие в законодательстве понятия "вражда" и "рознь". Во-вторых, само употребление термина религиозный экстремизм по отношению к тому или иному социальному явлению может вызывать религиозную конфронтацию.

Кроме того, Зоркальцев полагает, что такого отдельного явления как религиозный экстремизм в России вообще не существует. За последние несколько лет случаи судебных разбирательств с вменением в вину религиозного экстремизма, по его данным, ничтожно малы. Следовательно, религиозный экстремизм отсутствует как явление, по крайней мере, как массовое явление. Зоркальцев заявил: "У экстремизма не может быть эпитетов. Если мы будем приписывать ему определения, то вскоре должны будем выделить разные виды экстремизма и принять отдельный закон, скажем, о футбольном экстремизме. Но как нет футбольного, так нет и отдельного религиозного экстремизма. Существует желание некоторый людей использовать религиозный фактор в политике, а это политический экстремизм с отдельными религиозными элементами. Поэтому для привлечения к ответственности Масхадова, Басаева и им подобных достаточно уже существующих законов". При этом Зоркальцев отметил, что в некоторых регионах, например в Дагестане, существует специальные законодательные акты, направленные на предотвращение именно религиозного экстремизма.

Говоря о мерах по предотвращению причин возникновения экстремизма, в частности, религиозных, председатель Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций предложил обратить особое внимание государства и общественности на религиозное просвещение. По его мнению, государство должно участвовать в религиозном просвещении молодежи через выделение традиционным религиозным организациям средств на образование; оно должно способствовать развитию конфессиональных СМИ и обратить внимание светских СМИ на недопустимость прямой или косвенной пропаганды экстремистских идей и разжигания национальной и религиозной розни. Напомним, что идея господдержки различных форм религиозного образования была также высказана на Конференции по взаимодействию государства и религиозных объединений в сфере образования 10 октября 2002 г., организаторами которой, в частности, были три полномочных представителя президента РФ и Комитет ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций.

Кроме того, Зоркальцев обратил внимание собравшихся на необходимость выработки Концепции духовной безопасности страны как части общенациональной концепции безопасности. В этой работе, с его точки зрения, особую роль должны сыграть традиционные религии России. Александр Чуев, заместитель председателя Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций, в своем выступлении отметил, что первым и основным фактором, провоцирующим распространение экстремизма среди молодежи, является телевидение и другие СМИ, открыто проповедующие насилие и чуждый России образ жизни. Поскольку, по мнению Чуева, задавить экстремизм силой невозможно, необходимо искоренять его причину. Для этого депутат предложил, во-первых, ввести определенные ограничения для СМИ и, во-вторых, начать совместную деятельность государства и традиционных религиозных организаций в сфере социальной работы, воспитания и образования. Депутат также подчеркнул необходимость принятия специального закона, регулирующего сотрудничество государства и Церкви в социальной сфере. Обратившись к теме ваххабизма, Чуев отметил чуждую для традиционного российского ислама природу этого явления и заявил, что "мы сами, а не иностранные государства, должны вести работу с российским исламом". По мнению депутата, именно Русская Православная Церковь как Церковь большинства в России должна помогать государству во взаимоотношениях с исламом, а также с другими традиционными религиями.

В работе круглого стола также приняли участие ученые-религиоведы и представители РПЦ, в частности, заместитель председателя синодального Отдела по делам молодежи РПЦ архимандрит Геннадий (Гоголев), ряд православных священников и председатель Всероссийского Православного Молодежного Движения (ВПМД) Олег Решетников. Архимандрит Геннадий выделил два вида религиозного экстремизма: (1) тоталитарные секты и (2) искажение традиционных религий. Во втором случае, по его мнению, речь идет в первую очередь об исламском экстремизме, то есть о ваххабизме. Отец Геннадий выдвинул теорию о том, что любой фанатизм и экстремизм происходят от страха, а шахидами становятся из страха потерять свою идентичность перед лицом наступающей глобализации. Он также поддержал идею сотрудничества государства и Церкви в сфере образования. Многие из выступавших религиоведов предложили различать собственно религиозный экстремизм, возникший в религиозной среде, и экстремизм религиозно-политический, направленный на достижение конкретных политических целей, а также учитывать накопленный опыт мирного сосуществования разных религий и народов России.

 

Директор детского клуба "Пересвет" при Троице-Сергиевой лавре о. Дмитрий рассказал о том, как при клубе бывшие панки и скинхеды получают православное военно-патриотическое воспитание и в дальнейшем поступают на службу в правоохранительные органы и в службу спасения Сергиева Посада.

 

В заключение работы Круглого стола Виктор Зоркальцев отметил, что состоявшаяся дискуссия стала первой попыткой начать обсуждение темы "Молодежь, экстремизм, религия". Экстремизмом, по его мнению, называется все то, что непонятно. Но поскольку экстремизм, и в молодежной среде особенно, это еще не терроризм, то с молодыми людьми необходимо работать, так как они — такие же члены общества, как и все остальные, заключил депутат. Он также отметил, что в ходе дальнейшей работы Комитет должен выработать рекомендации по этой теме и направить их в соответствующие органы власти.


Радонеж