Рано служить по России панихиду!

В Сергиевом Посаде возле храма Петра и Павла толпится группа подростков в камуфляжной форме. Симпатичная девчушка, едва не плача, жалуется священнику: "И вдруг меня тормозит мент, матерится и требует снять форму. Дескать, он за эту форму в Чечне воевал, а я не имею права ее носить". Успокоив ее, отец Николай строит свой взвод.


- Наверняка он наврал, что в Чечне воевал, - говорит отец Николай. - Знаю я эту публику. Верно, отсиделся где-нибудь в Ханкале. Разве станет военный человек, понюхавший пороху на передовой, самоутверждаться за счет ребенка?! Сейчас каждый третий ходит в "камуфляже" - что же он их не останавливает? Нашел перед кем "пальцы гнуть"!


Отец Николай знает, что говорит. В прошлую чеченскую войну он возглавлял разведвзвод спецназа ВДВ, участвовал во взятии Грозного, прошел через горнила многих сражений.


- Еще маршал Жуков в свое время сказал, что на передовой атеистов нет, - говорит отец Николай. - И потому неудивительно, что мы, офицеры, здесь в Лавре, собираемся, словно сговорившись. Вон, видишь того белобрысого? Бывший командир артдивизиона. В Чечне он наш взвод по ошибке "накрыл", из-за него у меня контузия вышла, - добродушно улыбается батюшка. - Теперь тоже здесь подвизается, в Духовной семинарии учится…


Именно у ветеранов чеченской и афганской войн, бывших офицеров, а ныне - сергиево-посадских священников, монахов и послушников Лавры, возникла идея создания православного военно-патриотического клуба для детей. Так, по благословению наместника Лавры архимандрита Феогноста возник подростковый клуб, о чем уже писал "Русский Дом" (1999, № 4). Назвали его "Пересвет", в честь героя Куликовской битвы святого Александра Пересвета, вышедшего на бой с монголо-татарами от этих монастырских стен. Лучшего названия, чтобы увлечь современных мальчишек, насмотревшихся "Рэмбо" и "Ниндзя", пожалуй, не найдешь.


После посещения часовни преподобного Сергия Радонежского, взвод отца Николая под любопытными взглядами туристов и паломников направляется в клуб, который находится тут же, на территории Лавры.


- Это что еще за разговорчики в строю?! Упал - отжался! - отец Николай не дремлет. Строг батюшка, но справедлив. Провинившийся тут же выполняет приказание. Священник особо не церемонится со своими воспитанниками. И, похоже, им нравится, что с ними обходятся серьезно, по-взрослому.


Сегодня у ребят - история Отечества и Закон Божий. В помещении клуба их встречают две смешные курносые девчушки лет семи-десяти, как и все, одетые в камуфляжную форму. На груди у них таблички с надписью "Дежурный". Симпатяги ужасно горды своей миссией: они следят за порядком и без доклада в кабинет начальника клуба никого не пропускают. "Разрешите обратиться?" - с такими словами входят они к отцу Дмитрию, кстати, своему собственному папе.


- Когда три года назад я стал начальником клуба, поначалу мне было неловко командовать нашим преподавательским составом, - признается отец Дмитрий. - Ведь я - единственный из них неофицер, хотя срочную, конечно, отслужил.


За плечами отца Дмитрия - многие годы занятий "экстремальными" видами спорта, кругосветное путешествие под парусом в составе российско-американского экипажа.


- Всего в клубе - пять взводов, - рассказывает отец Дмитрий. - Ребята делятся по возрастным группам с 10 до 17 лет. Так как набираем мы их практически с улицы, то наша задача - максимально загрузить ребят, чтобы у них не было времени на различные глупости. Воскресный день курсанта-пересветовца начинается с литургии в церкви (для многих разнеженных детей это - испытание, но по истечении одного-двух лет все втягиваются). Должен сказать, что военизированная и патриотическая подготовка подростков без Православия - пустая трата времени. Ребята, наученные улицей и телевизором, что пить спиртное, ругаться матом и по-хамски относиться к старшим - не зазорно, никогда не поймут без постижения простейших заповедей, что это отвратительно… После посещения церкви у ребят - теоретические занятия, практика и полевые игры. Наши курсанты учатся разбирать и собирать оружие, стрелять, ходить строем, нырять с аквалангом, прыгать с парашютом. Очень помогают нам в этом деле Сергиево-Посадский ОМОН и Софринская бригада внутренних войск. Этим летом наш специализированный морской взвод во главе с иеродиаконом отцом Калистратом ходил до Онежского озера на парусной шхуне. Стараемся "загружать" наших ребят и в середине недели. Лавра арендует для них бассейн для плавания и спортивные залы для занятий рукопашным боем. Борьбе самбо и рукопашному бою курсантов обучает Олег Карпов, 20 лет изучавший различные стили единоборств.


"Загружают" их не зря. Большинство ребят - из так называемых "неблагополучных" и "неполных" семей. И, нужно прямо сказать, если бы не "Пересвет", то у многих была бы одна дорога - в криминальную среду. Например, брат и сестра Егоровы - сироты. Побирались и воровали на вокзале, до тех пор пока не прибились к "Пересвету". А Женя Зимин - живет у бабушки, у которой еле хватает пенсии, чтобы сводить концы с концами. Сейчас он - один из лучших командиров отделения в клубе. У этих, да и у большинства других пересветовцев, никогда не было бы возможности сходить в тот же бассейн хотя бы раз в месяц. Ведь за все нынче нужно платить. Обучение же в "Пересвете" - бесплатное. Все расходы берет на себя Лавра.


А когда бы ребята смогли увидеть воочию тех, кто стал кумиром для миллионов российских мальчишек? В гости к пересветовцам специально приезжал и дал несколько уроков знаменитый Алексей Кадочников, основатель "русского стиля" рукопашного боя, которому обучают спецназ ГРУ. Полтора часа, вместо отведенных десяти минут, беседовал с ребятами генерал Владимир Анатольевич Шаманов. К концу беседы суровый герой чеченской войны не мог сдержать слез, а когда выходил из клуба, проронил фразу: "Теперь я за будущее России спокоен, раз есть такие люди". И не совсем понятно, кого он имел в виду - самих воспитанников или их преподавателей-подвижников. А может, и тех, и других.


- Конечно, не все так гладко, - вспоминает отец Дмитрий. - Контингент не тот. То ребята матом ругнутся, то закурят, то пробегут по Лавре, то кого-то толкнут. Вначале даже отчаяние подступало: неужели из этой банды что-то доброе можно сделать? Но вот мы побывали на "Зарнице-2000", и я убедился, насколько наши курсанты отличаются от воспитанников других военно-патриотических клубов - дисциплинированностью, подтянутостью, понятиями о чести и добре. Да и ребята сами говорят с гордостью: "Отец Дмитрий, у нас дисциплина намного строже!"


Своим именем пересветовцы действительно дорожат. Так, в День города, когда два 12-летних курсанта провожали своих одноклассниц, к ним пристали 14-15-летние хулиганы и посоветовали "отвалить" - "пока по соплям не получили". Другие на месте этих мальчишек действительно "отвалили" бы от греха подальше. Но ребята помнили, что они - пересветовцы. Помнили они и заповедь, которую изо дня в день твердит отец Николай: "Сам погибай, а товарищей выручай". И не бросили своих подруг, а дали самый настоящий бой великовозрастной шантрапе. Даже когда им уже разбили в кровь носы, курсанты продолжали драться отчаянно. И этим своим "безрассудством" и силой духа заставили куда более сильных "поединщиков" ретироваться.


Любое доброе дело непросто совершать в нашем несовершенном мире. Есть у клуба и завистники, есть недоброжелатели, и даже из духовенства. "Вы что здесь, киллеров готовите?!" "Да не киллеров, - отвечает таким отец Дмитрий, - а патриотов нашего Отечества, любящих свою страну и ее славную историю"… Вот и в храме некие женщины-неофитки рьяно набрасываются на девочек-подростков из-за того, что те одеты в камуфляжные штаны и береты. "Да полноте вам, давно ли вы сами надели длинные юбки и повязали платки? - урезонивает таких отец Дмитрий. - Вы посмотрите на этих детей. Их, по идее, вообще не должно было бы быть в храме. А вы их гоните из-за пустяков! Вы скажите лучше, где ваши собственные дети и внуки?" Да, к сожалению и среди церковных людей немало таких, в которых превалирует не дух Христовой любви к ближнему, а мертвая буква закона.


- ...Это что там за организм ползет! - покрикивает отец Николай на одного из курсантов. - Таз к земле прижми, а то его очередью срежут!


Пересветовцы ползут по-пластунски среди кустов и деревьев. Через секунду они поднимутся и пойдут в атаку на "противника". А потом одна половина взвода будет "строить лагерь" в лесу, а другая - искать его по карте и обнаруживать.


- Кем легче командовать - взрослыми или детьми? - интересуюсь я у батюшки.


- А я не чувствую никакой разницы, - серьезно отвечает отец Николай. - Военным я был, военным и остался, несмотря на то что сменил мундир с погонами на рясу и крест. Служение-то у меня одно и то же - Отечеству.


…В древние времена на Руси строили монастыри в самых отдаленных приграничных районах. И когда подступал неприятель, Божии обители превращались в неприступные крепости, а монахи - в защитников и воинов. Потом эти монахи собирали по окрестным сгоревшим и разоренным деревням детей-сирот, чтобы вырастить их и научить молитве и ратному делу. Видимо, действительно, все возвращается на круги своя. А значит, прав генерал Шаманов - рано служить по России панихиду.

А.В. Полынский, Русский дом