21 ноября 2010

Паломничество в Гефсиманский Черниговский скит

21 ноября курсанты второго взвода (10-13 лет) совершили паломническую поездку в Гефсиманский Черниговский скит. После экскурсии ребята приложились к мощам преподобного Варнавы Гефсиманского, а затем их пригласили в трапезную, где накормили постным, но очень вкусным монастырским обедом.Гефсиманский сад – излюбленное место моления Господа нашего Иисуса Христа, где также окончила свой земной путь Пресвятая Богородица. Обитель, носящая такое название, дорога и свята всякому православному человеку.
История Гефсиманского Черниговского скита при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре начинается с середины XIX века. В 1844 г. по ходатайству наместника Лавры архимандрита Антония (Медведева, +1877) митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым, +1867) в 3 верстах восточнее Лавры был основан Гефсиманский скит. Святитель Филарет благословил живописную и уединённую Исаковскую рощу на Корбухе, где поселились монахи-отшельники.

Простота и строгость были заповеданы приснопамятными основателями скита. Облачениям, украшению церкви, самой обстановке скита надлежало подражать «нищете» великих святых. Даже церковная утварь была деревянная, не исключая и пономарских подсвечников. Духом православной ревности славился устав скита – такой же, как в Саровской пустыни. К службе братия призывалась звоном колокола и ударами в било. Пение в скиту было столповое. Пост, постоянная молитва, запрет на празднословие, иноческое уединённое житие – всё было направлено к спасению души человеческой. Женщины допускались внутрь лишь раз в год, в праздник Успения Пресвятой Богородицы – главной Покровительницы этой монашеской обители.

Многие верующие искали строгого руководства как наиболее спасительного пути, и скит постепенно стал колыбелью московского старчества. Сюда стекались тысячи православных за наставлением и советом. К ХХ веку братии в обители подвизалось около 400 человек, а сам скит был популярнее Лавры. В 1844 г. в лесу напротив стали селиться наиболее уединённые монахи, а через 3 года появились их пещерные кельи. Так возникло и развивалось Пещерное отделение Гефсиманского скита.

В 1893 г. Пещерное отделение Гефсиманского скита получило статус монастыря и относительную самостоятельность. В 20-е гг. после богоборческого переворота обе обители закрыли, а братию выселили. После закрытия большевиками в 1922 г. братия Черниговского монастыря перешла в Гефсиманский скит, просуществовавший до 1928 г. как сельхозартель. В 50-е гг. строения Гефсиманского скита отдали военному ведомству и по его распоряжению взорвали, построив на месте кладбища Гефсиманского скита многоэтажный учебно-административный корпус.

В 1990 г. южная часть Черниговского скита была возвращена Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, и в июле возобновлено иноческое жительство и служение в монастыре. С этого времени началось постепенное возрождение обители. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил Черниговский собор скита в 1998 г.

С тех пор восстановлен храм Архистратига Михаила, обновлена колокольня, отремонтированы братский корпус и чудом сохранившийся деревянный домик старца Варнавы, построена трапезная.
Преподобный Варнава Гефсиманского (в миру Василий Меркулов, +1906) родился 24 января 1831 г. в семье богобоязненных тульских крестьян. С детства Василий начал обнаруживать склонность к духовной жизни – любил бывать в храме на богослужениях, заучивал на память молитвы, а когда научился грамоте, то с особенным прилежанием стал заниматься чтением Слова Божия. 20-летний Василий оставил суетный мир и, приняв благословение родителей и старца Геронтия, удалился в обитель Преподобного Сергия Радонежского. Вслед за ним пришел в обитель и его наставник Геронтий (в схиме Григорий), пожелавший окончить свой иноческий путь жизни в Лавре. Наместник Лавры Антоний (в прошлом – духовный сын преподобного Серафима Саровского) с самого начала отнёсся к молодому послушнику Василию с особым вниманием и уважением.

Вскоре с благословения архимандрита Василий перешёл на жительство в Гефсиманский скит, где вручил себя наставничеству монаха Даниила, почти 20 лет подвизавшегося в уединённой келье в глубине леса. В одно из посещений Василием первого своего наставника, во время предсмертной его болезни, схимонах Григорий благословил его на подвиг старчества. Василию было завещено принимать с любовью всех приходящих и не отказывать никому в советах и наставлениях. Открывая Василию волю Божью, отец Григорий также повелел устроить женскую обитель в отдалённой и раскольнической местности, освятив обитель во имя Божией Матери. При этом старец не скрыл, что много придётся понести за это скорбей и неприятностей.

В 1859 г. Василий был переведён в Пещерное отделение на послушание водить богомольцев по пещерам. Будучи испытан в скиту на многих послушаниях (слесарем, келейником и путеводителем по пещерам), 27 ноября 1866 г. рясофорный послушник Василий был пострижён в мантию с именем Варнава (евр. «сын утешения») в честь апостола Варнавы (память – 24 января и 11 июня). Через 3,5 года благочестивый инок был представлен к посвящению в сан иеродьякона и иеромонаха. А уже в 1873 г. о. Варнава за свою строгую и примерную жизнь был утверждён народным духовником пещерной обители.

Во исполнение завета своих наставников преподобный смолоду поступил на служение народу и с полным самоотвержением трудился до конца жизни, получив от Бога дар прозорливости (предвидения) и исцеления душевных и телесных недугов. Вскоре по вступлении в это звание о. Варнава стал всё более приобретать среди богомольцев известность, которую пророчески предрекли ему его старцы-наставники. Посетители стекались к нему за получением благословения, советом в важных жизненных обстоятельствах, утешением в скорби. Старец принимал ежедневно 500-1000 человек, каждому подавая душеспасительный совет и утешение, называя всех «сынками» и «дочками».

Так в молодости, будучи ещё послушником, о. Варнава стал приемником св. Серафима Саровского – попечителя и устроителя Дивеевской женской обители. В 1863 г. старец-послушник Василий всего 32-х лет от роду стал основателем, устроителем и наставником новой общежительной женской обители близ торгового города Выксы Нижегородской губернии. Обитель была устроена по благословению самой Богородицы в честь Иверской иконы.

Среди духовных чад прп. Варнавы были прп. Серафим (Муравьёв) Вырицкий, еп. Трифон (Туркестанов), философ К.Н. Леонтьев, писатель И.С. Шмелёв. Жизненный путь старца Варнавы, временами полный скорбей, но вечно светлый, пересёкся также с трудным путём великого русского философа Владимира Соловьева. Соловьев до начала 1890-х гг. был духовным сыном старца Варнавы, но затем старец его от себя удалил…

В 1905 г. для беседы о России и её будущем прп. Варнаву посетил император Николай II, которого старец, по некоторым источникам, благословил на принятие мученической кончины. Преподобный Варнава Гефсиманский многим предрекал будущие гонения за веру и давал прямые и точные указания на последующие годы. Предсказывал он и грядущее возрождение Церкви: «Преследования против веры будут постоянно увеличиваться, неслыханное доныне горе и мрак охватят всё и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение. И настанет время рассвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет рассвет». Имя Варнавы гремело по всей Руси православной – при нём Гефсиманский скит расцвёл и превратился в центр московского старчества.

Преподобный почил 17 февраля 1906 г. в алтаре домовой Успенской церкви Черниговского дома призрения (ныне станноприимный дом). Прп. Варнава окончил свой земной путь в алтаре, склонив колени перед престолом, с крестом в руках. Первоначально старца похоронили в Иверской часовне, за алтарем пещерного храма. Преподобный и по смерти своей хотел «служить страждущему человечеству» и потому просил похоронить себя в Иверской Выксунской обители. Однако братия отказалась выдать честные останки – так по братскому решению Гефсиманского скита старец Варнава остался в Черниговских пещерах. В 1923 г. почитатели перенесли его мощи на Вознесенское кладбище Загорска, в 1934 г. – на Никольское городское кладбище. В 1960-х гг., в связи с закрытием и этого кладбища, они были перенесены на Северное кладбище.

6 июля 1995 г. старец Варнава был причислен к лику прп. Радонежских святых, чему предшествовало обретение его святых мощей. В день мученической кончины государя-императора и его семьи, которых некогда укреплял на предстоящий подвиг старец-утешитель, обрели находящуюся теперь в соборе часть святых мощей Варнавы в склепе на месте его погребения в Иверской часовне. На память обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, новообретённые мощи прп. Варнавы привезли в Лавру для освидетельствования Святейшим Патриархом Алексием II. Множество почитателей прп. Варнавы приезжают со всей России и из-за рубежа, и никто не остаётся без благодатного утешения. На его могилке почти 100 лет происходили чудеса – люди излечивались от тяжёлых болезней и находили духовное успокоение. Поэтому людской поток в Гефсиманский Черниговский скит к мощам старца не иссякает и поныне.
Источник: Черниговский скит