Вернем России мужиков

Такой негласный девиз сопровождает фестивали традиционной мужской культуры в Екатеринбурге.

 

Интернат для глухонемых ребятишек в Екатеринбурге в осенние каникулы был "заселен" гостями, преимущественно юными, из областей Урало-Сибирского региона, Поволжья, Санкт-Петербурга и Москвы. Здесь проходили семинары и спортивные тренировки участников VIII всероссийского фестиваля традиционной мужской культуры "Дмитриев день". Концерты творческих коллективов состоялись во дворцах культуры Екатеринбурга и ряда городов Свердловской области. Пятидневная программа фестиваля включала паломнические поездки к местам гибели царской семьи в Алапаевск и на Ганину Яму.

Кто организаторы?

Одним из кульминационных моментов фестиваля была... "Куликовская битва". Ролевая игра, в которой участвовало более сотни мальчишек, разделившихся на два "войска" - Дмитрия Донского и Мамая. Эти ребята от 9 до 17 лет - воспитанники православно-патриотических клубов и секций русских единоборств. Они приехали на фестиваль из двух областей - Свердловской и Челябинской. Южный Урал в стане "бойцов" представляли учащиеся профессионально-технического училища N 130 из Южноуральска, еще только собирающиеся создавать подобный клуб. А вот соседняя область "вывела" на "поле Куликово" аж целую "Дружину" - так называется областное объединение патриотических клубов. Руководитель объединения Олег Попов - инициатор фестиваля.

- Мы проводим его в канун одного из самых почитаемых воинских праздников Древней Руси - Дмитриева дня, когда поминают святого Дмитрия Солунского, - рассказал Олег. - Этот молодой военачальник города Солуни был заточен в темницу и казнен римлянами за исповедание христианской веры. А еще за победу его ученика над борцом, считавшимся любимцем императора Максимилиана. По преданию, этот святой помог русской дружине разгромить Мамая в Куликовском сражении.

Как говорит Олег, образованию клубов при приходах Екатеринбургской епархии дал толчок пример Троице-Сергиевой лавры, создавшей в середине 90-х годов православно-патриотический клуб молодежи "Пересвет". Основным занятием воспитанников этих клубов стали традиционные русские единоборства (рукопашные бои "стенка на стенку", "буза", национальная борьба). Но роль клубов не ограничивается спортивными задачами.

- Через беседы с батюшкой и прихожанами, через участие в жизни общины, посещение воскресной школы, - продолжает Олег, - мы способствуем тому, чтобы ребята приходили к Богу. Они начинают молиться, интересоваться народными традициями и обычаями, о которых им рассказывают на занятиях. А на наших фестивалях соприкасаются с традиционной танцевально-песенной культурой, проходят на вечерках школу нравственно здорового досуга.

Наряду с молодежным отделом епархии полноправным организатором фестиваля выступил Свердловский областной Дом фольклора. Он наполнял Дни соответствующим культурным содержанием: прошел прием фольклорных коллективов со всей страны, проведены мастер-классы, концерты. Среди более полутора десятков творческих коллективов, приехавших на фестиваль, были и южноуральские - "Заряница", "Челяба", "Друженка".

- Мы так хотели поучиться у более опытных мастеров, себя показать и получить авторитетную оценку своей работы, - говорит руководитель "Друженки" из Уйского района Любовь Рогач, - что приехали за свой счет, не дождавшись материальной поддержки от районной администрации. Правда, не всем коллективом.

К чистому истоку

Уже на первой вечерке, проведенной участниками фестиваля, поразился кладезю традиционной культуры, существующему где-то в стороне от массового и того "народного" искусства, которое то и дело преподносят нам самодеятельные и даже профессиональные артисты на концертах, на стилизованных уличных гуляньях, карнавалах и праздниках. Видим-то мы зачастую некую, не побоюсь сказать, мешанину из современных эстрадных влияний и авторских обработок. В ней редко присутствует подлинное достояние народа - его дух.

На вечерках парни в косоворотках и девушки в сарафанах не играли "в старину". Настоящим украшением фестиваля были ансамбли "Бузулук" из Волгоградской области и "Братина" из Санкт-Петербурга.

- Когда выходим на сцену, - рассказывает солистка "Бузулука" Инна Иванова, - любая аудитория заражается. Даже чисто молодежная. Ибо умение распознавать искусство, имеющее тысячелетнюю историю, заложено в нас генами, впитано с молоком матери.

- Мы со своим коллективом ищем песенно-танцевальные формы выражения самосознания русского народа, - добавляет руководитель "Братины" Юрий Чирков.

Многие, с кем довелось поговорить на фестивале, сетовали, что под народным искусством сегодня все чаще подразумевают балаганное, лубочное, которое в прежние времена не воспринималось всерьез. Отсюда и отношение к песенно-танцевальным, а также игровым традициям как к неким забавам экзотического толка.

- Народное искусство на многих любительских и даже профессиональных сценах основательно выхолощено,- делились невеселыми наблюдениями участники фестиваля. - Потому поглотившая его массовая культура, испытывая сильное влияние западноевропейских течений, насаждает больной, чуждый нашему менталитету дух.

Распознавать подлинное и декоративное искусство учили на мастер-классах и семинарах настоящие поборники и подвижники народной культуры, много времени проводящие в фольклорных и этнографических экспедициях. Акцент делался на роли мужчины, который в прошлых веках "солировал" не только в семье и общественной деятельности, но и, говоря на сегодняшний манер, в сфере досуга. Лучшими сказителями, зазывалами на народные гулянья, танцорами и певцами были мужчины.

С образом Пересвета

Одной из главенствующих идей фестиваля была мысль о необходимости сочетать в будущих защитниках Отечества православный дух и элементы традиционной культуры народа, из которого они вышли. Без умения хорошо петь, танцевать, играть на народных инструментах, без знания истории Родины, родословной семьи, внушали ребятам, трудно стать настоящим воином. На укрепление духа, волевых качеств была ориентирована и программа физических и культурных занятий с детьми и подростками в православно-патриотическом лагере, который впервые работал в рамках фестиваля.

Олег Попов и его единомышленники преимуществом русских единоборств перед восточными для наших борцов считают мобилизацию внутренних и физических сил на генном уровне. Я видел, как ребята тренировались, отрабатывая приемы рукопашного боя "стенка на стенку". От одного вида слитых в одну шеренгу, будто спаянных бойцов веяло ощущением непревзойденной физической мощи. Можно представить, каково тем, кто стоит в этой шеренге и чувствует с двух сторон плечи соратников!

После занятий в спортивном зале ребята шли в музыкальные и танцевальные классы. Там они узнавали, к примеру, что казачьи песни, исполняемые на несколько голосов, на подсознательном уровне учат сплоченности и другим качествам, которые помогали казакам в бою. А русские национальные танцы, заставляющие мужчин "держать осанку", воспитывают в исполнителях достоинство, душевную прямоту. Хороший танцор был, как правило, и смелым воином.

- С каждым годом в нашей "Дружине" все больше патриотических клубов, в которых мальчикам и парням прививаются истинные ценности россиян, - говорит Олег Попов. - Нас еще не так много, чтобы составить "конкуренцию" прочим молодежным, в том числе профашистским, организациям. Однако думающая, не утратившая совести и интереса к "корням" молодежь тянется к нам. Вот и из Челябинской области поступили просьбы организационно и методически помочь в создании подобных клубов и объединения. Я согласен.

 

Валерий ЕРЕМИН, "Челябинский рабочий"