Молодежный приход - это общение

Интервью с архимандритом Геннадием (Гоголевым).

 

Наше знакомство с архимандритом Геннадием началось с футбольного матча, который состоялся в Феодоровском городке между представителями Московской и Екатеринбургской епархий. Архимандрит Геннадий, сменив рясу на профессиональную футбольную форму, оказался заядлым футболистом. Наше желание узнать о проблемах молодежи в Церкви именно у архимадрита Геннадия возникло не случайно. Во-первых, по роду своего служения архимадрит Геннадий постоянно общается с молодежью, во-вторых, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем интервью журналу «Вестник» сказал, что «Костромской духовной семинарии присвоен статус базового учебного заведения отдела по делам молодежи. Семинария становится центром общения представителей различных епархий, духовенства и мирян, посвятивших себя воспитанию детей и молодежи».

 

Что же мешает сегодня молодому человеку войти в Церковь и остаться в Ней?

- В сознании секулизированного человека процветает полное незнание о Церкви. Проблема в том, что нам в наследство достались установки о церкви еще с атеистических времен 19 века, высказанные еще К. Марксом, что религия унижает, это вздох твари, опиум для народа. А с советского времени досталось представление, что в церковь ходят только больные, старые, немощные люди. Идеологические ярлыки и то, что молодые люди видели реально в церкви, сформировало непривлекательный образ церковной жизни для современного молодого человека, который сегодня ориентирован на успех. Для таких молодых людей христианин - это вздох отчаяния, удел больного человека, религия немощных, религия неудачников в жизни, у которых ничего не получилось в бизнесе, в любви. К сожалению, стереотип, образ такой есть. Это значит, что мы сами не являем истинный образ Церкви, и не умеем донести его до молодого человека, потому что мы хорошо говорим, но не делаем и нет нам доверия. Это общая проблема - огромная пропасть, которая существует между церковью и миром. Мы живем до сих пор, не смотря на все годы относительной свободы, как в средневековом замке, окруженном оградой, и от мира нас отделяет огромный ров. Отдельные священники, подвижники пытаются навести какие-то мосты через этот ров. Их не все понимают, а, к сожалению, среди церковных людей еще есть много таких, которые говорят, что мы в церкви и нам хорошо, так давайте у себя наведем порядок, почистим, побелим все стены, вычистим все, добьемся единомыслия во всех богословских вопросах, а Бог с этим внешним миром, тем более, что времени не так много осталось жить, конец света скоро.

- Почему так медленно и трудно идет развитие молодежного служения в церкви?

- Это проблема нашей лености, безделья. Но что может быть яснее того, что надо работать с молодежью! Что может быть проще и понятнее! Все об этом говорят, Святейший об этом очень часто говорит. Но по пальцам можно пересчитать реальных священников, кто работает с молодежью. И дело практически не сдвигается с мертвой точки. Идут годы, что нам мешает? Мешает неумение, нет навыков, мешает десятилетиями выработанная советская привычка ничего не делать. Церковь - это по-своему срез общества. Конечно, слава Богу, в церкви нет и близко таких жестокостей и пороков, которыми наше общество пронизано и не будет никогда, это благодатный организм. Но какие-то элементы этого есть. Как общество отучилось трудиться, и исчезла культура труда, так и в церкви отучились трудиться.

 

- Что в этих условиях реально может сделать священство на конкретных приходах для того, чтобы привлечь молодежь?

 

- Да все, что угодно. Мы говорим, что нужно дать каждому по его интересам, да откуда дети знают, какой у них интерес? Им все интересно. Пошел батюшка с ребятами на рыбалку - это им интересно, в футбол вместе поиграл - это интересно, в поход пошел - все им интересно. Просто чем-то надо заниматься, а не сидеть, сложа руки. Пусть батюшка занимается тем, чем ему интересно заниматься и вокруг себя собирает молодых людей и детей. Больше ничего и не надо. Под Костромой один батюшка организовал горный поход в Памир, нашел спонсоров, взял детей с собой из детского приюта, и такой замечательный проект получился. И сам он получает такое удовольствие и детей воспитывает: во время похода они вместе молились, читали Священное Писание. Это принцип соучастия, чтобы всем доставляло радость совместное дело. Может священнику интересно в интернете сидеть целыми днями, я уже знаю таких священников, ну не сиди ты один, организуй «Интернет - клуб», пригласи молодежь, детей, которые нуждаются в твоем окормлении. Но тут есть опасность, когда священник в свободное время занимается любимым делом в свое удовольствие, а миссионерским служением это не становится, для него это дело остается просто хобби. Есть такие случаи.

 

- Любые непривычные формы, такие как молодежные клубы, где говорится на самые разнообразные темы, какие-то просмотры кинофильмов, спортивные клубы, вызывают критику у священства, что это заигрывание с молодежью, это может увести не туда, не духовно.

 

- Вызывают критику. Во-первых, я скажу, что от уважаемых, духовно опытных священников, кого я знаю и в Москве и в Петербурге, я такой критики не слышу. Меня поразило, что о. Дмитрий Смирнов с самого начала нашего знакомства стал говорить, что только спорт, борьба может детей привлечь. Посмотрите, какой прекрасный клуб «Пересвет» у Троице-Сергиевой лавры существует, и его не либералы в рясах окормляют, а духовные подвижники, консерваторы из консерваторов. Тут проблема не в церковном консерватизме или либерализме, это совсем другая проблема, проблема безделья и нежелания понять простые вещи. Не может священник работать с молодежью, и оправдывает это, выдумывает аргументы, которые никакой критики не выдерживают. Какие могут быть аргументы? Никто не заставляет батюшку заниматься не свойственными ему вещами, но хотя бы не осуждай других. Мы работаем с той группой людей, которой необходимо преодолеть пропасть между церковью и миром, чтобы подойти к церковной ограде. Конечно, у нас всегда перед глазами должна быть главная цель: привести и завести в церковь. Но как подвести к церковной ограде, чтобы молодой человек там остался? Вот одна из наших задач.

 

- Если такими досуговыми формами работы с молодежью занимаются люди церковные, то им приходится погружаться в мирское состояние.

 

- Это надуманно. Я вас уверяю, что священник, который ходит по долгу своей службы освящать квартиры и банки, и «Мерседесы» в том числе, разве он меньше погружается в эту мирскую атмосферу? Любой благочинный, если он хочет что-то сделать, он вынужден участвовать в бесконечных приемах, банкетах, встречах со всеми начальниками, начальничками и т.д. и выслушивать часто очень неприятные вещи. А если он не будет этого делать, он ничего не сделает для своего храма, и его снимут и поставят такого, который нормально будет общаться с этими светскими людьми. Общаться с детьми, вести детей в поход, это понимаешь, погружаться в мирскую обстановку, а идти освещать «Мерседесы», собирать деньги на храм, это не значит погружаться. Я считаю, что это лицемерие. Я уверен, что духовенству, мирянам, которые осторожничают в работе с молодежью, надо найти и показать хороший, грамотный пример. Для меня, в свое время, таким примером был скаутский лагерь, куда я впервые попал в 1995 году.

- Различаются ли проблемы воцерковленной молодежи от невоцерковленной?

- Воцерковленной молодежи сейчас очень мало, но эта молодежь настолько разительно отличается от светской молодежи! Настолько она другая, не смотря на то, что могут быть общие интересы. Я сужу по семинаристам: и музыку светскую слушают, они не ангелы, не монахи, и спортом увлекаются. У невоцерковленного молодого человека увлечение все его существо захватывает. Он целиком отдается увлечению рокмузыкой, или футболом, и у него как-то сужается горизонт сознания и его страсть захватывает и меняет его. Для человека воцерковленного на первом месте его сознания находится его религиозная жизнь, а остальные увлечения где-то на периферии. Поэтому религиозный человек всегда уравновешенный и спокойный. Православного юношу, девушку особенно, можно всегда узнать - у них отсутствует свойственное молодости жуткое горение глаз. Это человек, у которого есть внутри стержень, который так важно именно в молодые годы приобрести. Такой человек никогда не станет наркоманом, никогда не сопьется, я уверен, никогда не пойдет на жестокое преступление. Православные молодые люди другие, но их, конечно, не так много.

 

- Священники часто выбирают такую стезю, как борьба с сектами.

 

- А это всегда проще, ведь разрушать всегда проще, чем созидать. А почему? Отрицательные эмоции всегда наиболее яркие, более сильные, поэтому коммунистом быть легче, чем членом какой-то созидательной партии. Потому что построено все на беспощадной критике, драке, на борьбе. Гораздо легче бороться с чем-то, обличать, чем организовать кропотливо созидательную жизнь. Это и в политике, и в обществе, и в церкви, к сожалению. Вообще растет в обществе заряд агрессивности, и мы его недооцениваем.

- Как, по Вашему опыту, молодые люди приходят в храм?

- Я убежден, такие случаи, как в житиях святых рассказывают, очень редки. Практически не реально, чтобы сам молодой человек зашел в храм ни с того, ни с сего, и остался там. Если он зашел в храм, то, что он там увидит? Службу, где ему не понятно ничего. Он может остаться в храме только вопреки всему тому, что в храме происходит. Он будет стоять и не понимать, что с ним происходит, что все тут странно, непонятно, но какая-то сила его удерживает, и только благодатью Божией, которая вопреки всему действует, такой молодой человек может остаться в храме. Есть такой путь, такие люди есть, в семинарию такие поступают и не мало. Но все-таки это один на много тысяч человек. Молодого человека можно в храм только привести. И привести не в храм сначала, а привести в какой-то двор при храме, в какой-то круг общения, как в Иерусалимском храме была Святая святых, куда только первосвященник заходил, и была масса дворов вокруг. Вот и мы должны сделать церковь такого рода, что святыню предваряет прохождение через все эти дворы. В этих дворах может найтись место, где единоборствами занимаются или туристическими походами, или интернетом. Через какое-то время из этого двора нужно переходить в другой, чуть поближе к святыне, где уже более практикуется молитвенная жизнь. Мы боимся в православии душевности, что она будет противоречить духовности. А в то же время, посмотрите, у сектантов нет благодати, а сектанты только так и действуют, и каких огромных успехов они добиваются. А у нас благодать есть, и мы все равно боимся и не достигаем даже того, что достигают сектанты

- А как создать молодежный приход?

- Нужен активный священник. Только так, не будет лидера, никто не пойдет. Нужен не тот священник, который создает тихую, спокойную атмосферу, это священник для среднего возраста, а нужен священник - миссионер.

- Что должно быть специфическое на приходе, чтобы собралась именно молодежь, а не, допустим, бабушки?

- Общение, начинается приход с общения. Приходят молодые люди, попили чай со священником, к следующему чаепитию они приведут с собой еще пять человек. Только так. Именно община должна стать таким ядром, так и было ведь всегда в церкви. А если батюшка отслужил, отмахал кадилом и домой, все, ничего не будет.

- А миряне, члены общины могут собрать молодежный приход?

- Без священника, конечно, это тяжело. А представьте вдруг, что появится такой батюшка в Екатеринбурге, который просто будет уметь нормально говорить с молодыми людьми, со студентами без менторского назидания, и в тоже время не заискивая, не подлаживаясь под них, потому что тогда вообще дистанция теряется и никакой работы нет, и просто интересный образованный человек. Это все студенчество будет у него собираться, это будет огромная община, все к нему будут ходить.

Беседовал Иннокентий Григорьев, Сайт православной молодежи "Парус"