Богатыри - не мы

"Много удивительной красоты, чистоты и нетронутости, силы и свежести заложено в детские души, великие сокровища скрыты в детских сердцах. Как же важно, чтобы меньше становилось детей, преждевременно одряхлевших душой, утративших всякий интерес к жизни, к высокому и благородному. Страшный грех совершают те, кто небрегут о Божием богатстве - детях, забывают о нем или даже портят его своею черствостью и бессердечием, безучастностью и неумение и даже намеренным стремлением заразить грехами и развращенностью"

Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси

 

Сто раз писано-переписано о том, что сегодня не только национальное сознание, но и сам русский дух находится в состоянии глубочайшего нокаута. Дикость, но факт, весьма распространенный в Российской армии: взвод кавказцев терроризирует целую воинскую часть, а русскому большинству нечего противопоставить национальной спайке, природной агрессивности и физической выносливости кавказского меньшинства. Этот пример - один из немногих касается отнюдь не только атмосферы в армии или кавказцев. Улицы наши, особенно в ночное время давно отданы на откуп хулиганью, а на призыв о помощи люди в панике разбегаются в разные стороны, кабы чего не вышло и с ними.

Но вот, кажется, забрезжил огонек надежды на исправление этой весьма плачевной ситуации. И, похоже, опять богатырский дух созревает в вотчине русского спасения - Троице-Сергиевой Лавре, где в военно-патриотическом клубе "Пересвет" вчерашние дворовые мальчишки обучаются православной нравственности, мужеству и боевым искусствам. Именно в недрах "Пересвета" возникла впервые мысль организовать "круглый стол" на тему "Православное сознание и боевые искусства". Впрочем, сама идея об объединении патриотического воспитания молодежи с русскими боевыми искусствами на основе православного мировоззрения уже давно витала в воздухе отнюдь не только в одном Сергиевом Посаде. Пожалуй, только специалистам известно, что вице-губернатор Калининградской области, он же вице-президент Федерации борьбы самбо в России, Анатолий Петрович Хлопецкий является автором книги "И вечный бой" - об основателе самбо Василии Ощепкове, человеке удивительной судьбы. В начале XX века Ощепков жил и учился в Японии, в православной семинарии, которой руководил святой митрополит Николай Японский. В те годы для всех учебных заведений этой страны было обязательным преподавание борьбы дзюдо. Не обошел этот закон и православную семинарию, где семинарист Ощепков и ознакомился с основами этой восточной борьбы. По окончании семинарии Василий продолжил обучение боевым искусствам в центральной школе "Кадокан", в которой преподавал сам основатель дзюдо Дзигоро Кано. Василий Ощепков был первым европейцем, который стал признанным мастером дзюдо. Затем он изучал стили боевых искусств многих народов, в том числе и русские, на основе которых и была создана наша борьба самбо, ставшая, таким образом, сугубо российским изобретением. Эффективность боевого самбо была доказана как во время Великой Отечественной войны, так и во время локальных военных конфликтов и спортивных состязаний нашего времени. Так, на сегодняшний день чемпионом мира в тяжелом весе по боям без правил является русский самбист Олег Тахтаров, который при собственном весе 90 килограммов неоднократно побеждал полуторацентнерных соперников.

Итак, несколько месяцев назад автор книги об основателе самбо обратился с письмом к митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу (он же - председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата). В этом письме Анатолий Хлопецкий предложил на примере дзюдо, которое в самые трудные времена способствовало сплочению японской нации, выработке боевого духа, на основе Православия выработать духовно-философскую доктрину борьбы самбо и предложить к изучению во всех учебных заведениях страны. Владыка Кирилл заинтересовался этим предложением и поручил изучить сей вопрос сотрудникам отдела "Православие в Китае".

В итоге ОВЦС, наряду с клубом "Пересвет" и Московской Духовной академией, решили организовать в Троице-Сергиевой Лавре "круглый стол" на тему "Православное сознание и боевые искусства". - Мы посчитали недальновидным приглашать только самбистов, - рассказывает начальник клуба "Пересвет" священник Димитрий Болтрутевич. - Никакой информации в прессе не давали. Но люди каким-то образом узнавали, звонили и почти требовали, чтобы и их тоже пригласили на том основании, что их "батюшка благословил".

На деле получился даже не "круглый стол", а самая настоящая конференция - в Лавру съехались более 150 участников - клириков и мирян Русской Православной Церкви. В частности, в конференции приняли участие председатель Федерации борьбы самбо России М. Тихомиров, президент Федерации русских боевых искусств А. Ретюнских, председатель Петербургской федерации русского кулачного боя А. Грунтовский, заслуженный тренер РФ по самбо К. Тиновицкий, председатель Федерации кик-боксинга и тайского бокса Вооруженных Сил РФ К. Новиков, один из руководителей Федерации карате кекусинкай В. Моршанкин, представители других видов единоборств - русского стиля Кадочникова, бокса, дзюдо.

В ходе двухдневной дискуссии были обсуждены вопросы места боевых искусств в жизни православного христианина и церковной общины, изучение приемов самообороны в военно-патриотических клубах. Выяснилось, что многие из приехавших на конференцию священнослужителей в своей работе с подростками во многом опираются именно на боевые искусства.

Так, гость из поселка Сапожка Рязанской области протоиерей Олег Кузьмин (мастер спорта по борьбе самбо) открыл при воскресной школе секцию по этому виду единоборств. "А началось все с того, - признался батюшка, - что в нашем селе вошла в силу одна из протестантских сект. Сектанты организовали при клубе свою сектантскую дискотеку с танцами и песнями. И подростки повалили к ним". Чтобы не погибли заблудшие души, батюшка и решил начать тренировать молодежь и потихоньку их воцерковлять. А на вопрос одного из участников конференции: "считаете ли вы правильным, что священник является тренером по боевым искусствам?" - отец Олег ответил: "Нет, не считаю. Но я просто вынужден это делать".

Занимается с детьми и протоиерей Андрей Воронин из города Нерехты, взявший под свое попечение Ковалевский детский дом. У него самый тяжелый контингент - беспризорники, которых милиция ловит на вокзалах, снимает с поездов и направляет к нему. "Макаренко было гораздо легче, чем мне, - сказал батюшка. - У него хоть дети помнили тепло семейного очага. Эти же - настоящие звереныши. Они родительской ласки с пеленок не видели". Отец Андрей, сам мастер спорта по альпинизму, занимается с сиротами борьбой и скалолазанием.

Участники "круглого стола" резонно отмечали тот факт, что отнюдь не всех подростков можно увлечь воскресными школами и кружками кройки и шитья. А с другой стороны, парни, занимающиеся боевыми искусствами без нравственного воспитания и пастырского окормления, зачастую отданы на откуп подворотне, а то и криминальным структурам.

В некоторых выступлениях по первое число досталось восточным видам единоборств - начиная с использования в этих секциях медиативных практик и кончая сомнением в их эффективности. Молодежь - учащиеся духовной семинарии, среди которых немало бывших борцов и боксеров - поддержала своих старших коллег: нужны новые формы работы с подрастающим поколением. Иначе, как сказал в одном из своих выступлений Святейший Патриарх Алексий II: "Упустим молодежь - упустим будущее России".

В итоговом документе, принятом по завершении работы "круглого стола", его участники признали полезным представить на рассмотрение священноначалия Русской Православной Церкви итоги своей работы. Сформулирована необходимость выработки церковной позиции по отношению к боевым искусствам как к активному фактору современной жизни. Было признано недопустимым для православного сознания использование практик "работы с энергиями" и восточной философии. Был одобрен опыт работы военно-патриотического клуба "Пересвет" и предложено создание на его базе учебно-методического центра с привлечением к сотрудничеству синодальных отделов Русской Православной Церкви, государственных и общественных организаций. Признана необходимой разработка программ церковно-государственного сотрудничества в области военно-патриотического воспитания и массового спорта.

- Самое главное, это, конечно, не итоговый документ, - говорит отец Димитрий Смирнов, - а то, что мы познакомились друг с другом, подружились. Надеюсь, это и станет прологом к дальнейшему плодотворному сотрудничеству.

Сразу же после окончания "круглого стола" ее организаторов, к их приятному удивлению, неожиданно пригласили в организационный отдел Управделами Администрации Президента РФ, где им была выражена поддержка. Сначала - моральная. А там - видно будет.

Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ

Русский Дом